Кира саракосты — греческая госпожа поста

Кукла Кира Саракости – греческая Госпожа Поста

В Греции перед началом Великого Поста делают специальную куколку. Эта оригинальная поделка  называется Η κυρα Σαρακοστή — И кирА СаракостЫ  и переводится с греческого как Госпожа Поста. Есть также варианты перевода: Мама Поста или Леди Поста.

Бумажная Госпожа Поста, фото: dim-valter.ser.sch.gr

Эта необычная греческая обрядовая кукла — специальный календарь, по которому считают недели Великого Поста. Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или монахиню.

В разных регионах Греции ее изготавливают из разных материалов. Чаще всего их делают из цветной бумаги, картона, или рисуют на белой бумаге и раскрашивают.

Бывают куколки из соленого теста (соль, вода и мука), дрожжевого теста, керамические, тряпичные.

Без рта и ушей, но с семью ногами

У Госпожи Поста нет ушей — чтобы не слышать сплетни, и нет рта — чтобы не есть и не сплетничать.

На груди у греческой православной куколки — крест и сложенные в молитве или скрещенные руки — чтобы молиться. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости.

Так, символически, греки изображают правила поведения в Великий Пост.

Однако из-под юбки куколки высовывается 7 ног, которые  символизируют семь недель Великого Поста – по одной ножке на каждую.

Мама Поста подвешивается в начале Великого Поста на видном месте, например, на двери, или ставится около икон на все 40 дней.

Каждую субботу Великого Поста у куколки отрезают ножку, отмечая таким образом прошедшие недели. Последнюю ногу отрезают в Великую Субботу.

Картинка: aggeliki-sirri.pblogs.gr

Стихотворение, посвященное Госпоже Поста

Την Κυρά Σαρακοστή που ‘ναι έθιμο παλιό οι γιαγιάδες μας την φτιάχναν

με αλεύρι και νερό.

Για στολίδι της φορούσαν στο κεφάλι εναν σταυρό μα το στόμα της ξεχνούσαν

γιατι νήστευε καιρό.

Και τις μέρες της μετρούσαν με τα πόδια της τα επτά. Κόβαν ένα την βδομάδα

μέχρι ‘νάρθει η Πασχαλιά.

Госпожу Четыредесятницу, Что является древним обычаем, Наши бабушки готовят

Из муки и воды.

Для украшения ей надели На голову крест, А про рот забыли –

Ведь сейчас время Поста.

И дни ее окончатся С ее семью ногами: Раз в неделю отрезают по одной –

До самой Пасхи.

Пер. Ольги Гумановой

Кукла Мама Поста из теста, фото: popelix.gr

Эту Маму Поста сделали из меди и ткани ученики 4 класса начальной школы из Ливадии (4ου Δημοτικού Σχολείου Λιβαδειάς) фото: 1gpenev.blogspot.com

Мама Поста со сложенными в молитве руками, крестиком, у нее нет рта и семь ножек в туфельках prosxosdimiourgiesmatinas.blogspot.com, автор куклы: Ματίνα

Госпожу Поста в Греции ставят на видное место, например, среди икон. greekscrapbooking.blogspot.com

Госпожа Поста на двери, фото: mariamostaki.blogspot.com

Тряпичная куколка из холста, набитая ватой, ее сделала Ματίνα, фото: prosxosdimiourgiesmatinas.blogspot.com

Шаблон для раскрашивания куколки

Из теста

Рarakalo.ru

Источник: https://www.pravmir.ru/kukla-kira-sarakosti-grecheskaya-gospozha-posta/

Мама Поста — греческие православные традиции

Бумажная Дама Поста, фото: dim-valter.ser.sch.gr

Скоро православных верующих ожидает Великий Пост, который они будут переносить все сорок дней. В Греции перед началом Великого Поста делают специальную куколку.

В 2012 году Великий Пост в православной Греции, на Кипре и в России начинается 27 февраля 2012 года и длится до Пасхи (15 апреля 2012 года).

Эта оригинальная поделка — кукла называется Η κυρα Σαρακοστή — И кирА СаракостЫ  и переводится с греческого как Мама Поста. Есть варианты перевода: Дама Поста, Леди Поста, Миссис Поста или Госпожа Поста.

Кто же такая эта постная греческая дама (или мама) и зачем греки ее делают с семью ногами?!

Эта необычная греческая обрядовая кукла — специальный календарь, который считает недели Великого поста. Греки изображают Маму Поста как простую женщину или как монахиню.

Леди Поста в разных регионах Греции изготовляют из разных материалов. Чаще всего их делают делают из цветной бумаги, картона или рисуют ее на белой бумаге и разукрашивают.

Вот такая мама Поста безо рта, со скрещенными руками и семью ножками. Картинка: aggeliki-sirri.pblogs.gr

Бывают Дамы Поста из соленого теста (соль, вода и мука), дрожжевого теста, керамические, тряпичные куклы. 

Кукла Мама Поста из теста, фото: popelix.gr

Эту Маму Поста сделали из меди и ткани ученики 4 класса начальной школы из Ливадии (4ου Δημοτικού Σχολείου Λιβαδειάς) фото: 1gpenev.blogspot.com

Отличительные признаки Дамы или Мамы Поста — κυρά Σαρακοστή  

Мама или Госпожа Поста. Рисунок: matia.gr

Кукла, изображающая Маму Поста, не совсем обычная. У нее есть лишние детали, которых нет у обычных людей и отсутствуют некоторые части тела. И вот почему:

У Мамы Поста нет ушей — чтобы не слышать сплетни, и нет рта — чтобы не есть, не сплетничать и поститься.

https://www.youtube.com/watch?v=0tkxHVhbZZI

На груди у греческой православной куколки — крест и сложенные в молитве или скрещенные руки — чтобы молиться. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости, как знак благочестия этой дамы.

То есть, греки символически показывают в этой куколке правила поведения в Великий Пост.

А еще из-под юбки Мамы Поста высовывается 7 ног, которые  символизируют семь недель Великого Поста, по одной ножке на каждую.

Мама Поста со сложенными в молитве руками, крестиком, у нее нет рта и семь ножек в туфельках prosxosdimiourgiesmatinas.blogspot.com, автор куклы: Ματίνα

Что делают с семью ногами Мамы Поста или Как работает календарь-куколка

Кукла — Мама Поста подвешивается в начале Великого Поста в каком-нибудь видном месте дома, например, на двери или ставится около икон на все 40 дней.

Маму Поста в Греции ставят на видное место, например, среди икон. greekscrapbooking.blogspot.com

И каждую субботу Великого Поста, раз в неделю, у Мамы Поста отрезают ногу. И вам становится уже легче ждать до конца Поста — ведь ног у греческой куклы становится все меньше.

Последнюю ногу отрезают в последнюю субботу и прячут в миске с рисом или в сушеный инжир, или в другую еду, которую подадут на стол (в каждом регионе свои традиционные места прятания ноги Мамы Поста).

И когда кто-то находит в своей еде седьмую ногу Мамы Поста, то считается, что ему очень повезло и его ждет счастье и удача!

Греческая тряпичная кукла Мама Поста на двери, фото: mariamostaki.blogspot.com

Стихотворение, посвященное Даме Поста

Την Κυρά Σαρακοστή που ‘ναι έθιμο παλιό οι γιαγιάδες μας την φτιάχναν

με αλεύρι και νερό.

Για στολίδι της φορούσαν στο κεφάλι εναν σταυρό μα το στόμα της ξεχνούσαν

γιατι νήστευε καιρό.

Και τις μέρες της μετρούσαν με τα πόδια της τα επτά. Κόβαν ένα την βδομάδα

μέχρι ‘νάρθει η Πασχαλιά.

Тряпичная куколка из холста, набитая ватой, ее сделала Ματίνα, фото: prosxosdimiourgiesmatinas.blogspot.com

Дама — Мама Поста своими руками в домашних условиях: рецепт и шаблон

Если  вы хотите сделать даму поста своими руками, то можете взять дрожжевое постное тесто или сделать специальное соленое тесто (мелкая соль и мука в пропорции 1:1 и развести водой так, чтобы масса стала пластичной). Выпекать на смазанном маслом противне или на бумаге для выпечки при температуре 180-200 градусов С (30-40 минут до подрумянивания).

Либо, можно взять такие пропорции: мука — 500 г, соль мелкая — 2 столовых ложки, вода — 1 стакан.

Либо вырезать ее по трафарету — шаблону из бумаги, картона или ткани и украсить.

Шаблон для Мамы Поста.

Еще один трафарет для мамы поста:

Трафарет-раскраска для Дамы Поста

Мама Поста (соленое тесто). whitewomenfront.blogspot.com

Если же вы думаете, что готовить в пост и хотите разнообразить меню Великого Поста — вот рецепты постных блюд.

А еще вот вам подробные фото и технология приготовления куколок из соленого теста в подарок маме и другим любимым женщинам на 8 марта!

P.S. Наши «греческие» спонсоры»:

Оставить отзыв

Источник: http://parakalo.ru/mama-posta-grecheskie-pravoslavnyie-traditsii/

Великий пост или Четыредесятница

Встрече самого святого и долгожданного для всех православных христиан светлого праздника Пасхи предшествует Великий пост, исчисляемый от Чистого понедельника (Кафара Дефтера) до Лазаревой субботы (Саввато ту Лазару), заключительным днём Четыредесятницы (Саракости) является Вербное, а в греческом варианте Финиковое или Пальмовое воскресенье (Кирьяки тон Ваийон).

Греческое название — Четыредесятница период Великого поста получил оттого, что примерно с IV в. н. э. длился 40 дней или почти 6 недель. Седьмая же, самая строгая Страстная неделя была добавлена к постному промежутку времени гораздо позже.

  • Все сорок дней Четыредесятницы православные греки соблюдают строгое воздержание, употребляя только растительную пищу, чаще всего даже без постного масла. Вино и масло в небольших количествах разрешены исключительно в субботние либо воскресные дни церковных праздников.
  • Самый же строгий и тяжёлый предпасхальный этап духовного и телесного очищения приходится на не входящую в период Четыредесятницы Страстную, или как её называют в Греции Великую Неделю (Мегали Евдомада).

И хотя Великий пост поддерживается большинством христианских конфессий, в греческих традициях Четыредесятницы есть свои неповторимые, соблюдаемые во всех уголках страны, народные обычаи, корни которых уходят в глубину веков.

Кира Саракости (Κυρά Σαρακοστή)

Есть в Греции давний и красивый предпасхальный ритуал, который, к сожалению, в последнее время имел тенденцию к исчезновению, правда, ныне он стал постепенно возрождаться в греческих семьях — изготавливать для детей куклу-календарь для подсчёта недель Великого поста.

  • В некоторых районах Греции таким календарём был рисунок с изображением женщины — Киры Сарокости (госпожи Четыредесятницы). Изображали её в народном костюме со сложенными для молитвы руками и семью ногами, символизирующими семь предпасхальных постных недель. На лице рисовали глаза, рот же не был обозначен, поскольку в пост нельзя много есть и говорить. На лбу куклы ставили символ веры — православный крест.
  • В сельской местности такую куклу чаще делали из пресного теста, которое замешивали для выпечки лаганы. В обоих вариантах у Киры Сарокости каждую субботу, начиная с первой седмицы Великого поста, отрезалась одна из семи ног, символизирующих прошедшую предпасхальную неделю, чтобы дети знали сколько их ещё остаётся до Пасхи.
  • В субботу перед Пасхой последнюю ногу прятали внутрь сушенного инжира, которым кормили детей для подкрепления сил во время постного смирения и воздержания. Тот, кто находил ногу в своём фрукте считался счастливчиком.
Читайте также:  Рыбный суп с чечевицей в мультиварке

Отрадно, что в последнее время греческие дети на уроках рисования или труда снова делают такие предпасхальные календари и дарят их своим родным.

Благовещенье (ο Ευαγγελισμός της Θεοτόκου)

Это особая, отмечаемая в Греции 25 марта, дата и один из самых здесь любимых церковных праздников, символизирующих для многих верующих начало весны и пробуждающейся жизни, когда каждый христианин ощущает нежный трепет в ожидании чего-то светлого и доброго, ведь согласно Новому Завету, по описанию Евангелия от Луки, в этот день архангел Гавриил принёс Пресвятой Богородице деве Марии чудную весть о скором появлении у неё сына Божьего, нашего Спасителя Иисуса Христа. И неважно, на какой календарный день выпадает празднование Пасхи, дата Благовещения, одного из главных христианских праздников, всегда остаётся неподвижной 25 марта.

А для греков это двойной праздник, поскольку 25 марта 1821 г. считается датой начала Греческой национально-освободительной революции (Ελληνική Επανάσταση του 1821) за освобождение от Оттоманской империи. Греки стали первыми, кто освободился от туркократии и обрёл независимость от туроко-османского ига, под гнётом которого страна находилась почти четыре столетия.

Все началось 25 марта в 1821 году в г. Калаврита, где патрским митрополитом Германом в монастыре Айя Лавра было поднято знамя греческой освободительной революции и прозвучал знаменитый для всех эллинов призыв повстанцев на решительную борьбу с турками: «Свобода или Смерть!».

Освободительное движение длилось около 8 лет. В ходе восстания приняли активное и деятельное участие не только греческие мужчины, но и женщины.

Примером тому может служить знаменитая Ласкарина Бубулина, пожертвовавшая на дело освобождения от турок-османов своё немалое состояние, на которое был сооружён первый греческий флот из 80 судов, а в сражении 1821 года при взятии города Нафплион, на флагманском 18-ти пушечном корвете «Агамемнон» она впервые подняла национальный греческий флаг.

Пятьдесят тысяч греческих революционеров из ста, принявших участие в восстании, пали смертью храбрых.

В 1832 году Константинопольским мирным договором Эллада была утверждена, как независимое государство, а знамя, поднятое Германом, стало официальным флагом новой страны. Он просуществовал в таком виде вплоть до 1987 года, пока в стране не появился новый и поныне существующий государственный флаг.

Первое официальное празднование Дня греческой независимости (Ημέρα της Ελληνικής Ανεξαρτησίας) состоялось в Афинах 25 марта 1838 года. В этот день в храме Святой Ирины была отслужена праздничная литургия. На холмах Акрополь и Ликавитос участниками восстания и гражданами новой независимой Эллады были установлены освящённые православные кресты в память о погибших героях.

С тех давних пор ежегодно по всей стране в храмах служится торжественная литургия не только в честь церковного Благовещения, но и проводится праздничная доксология в память героев далёкой революции.

По всей стране школьниками проводятся парады и возложение цветов и венков к памятникам национальных революционных героев: Александра Ипсиланти, Теодороса Колокотрониса, Георгиоса Караискакиса, а на острове Спеце воздают почести народной героине Ласкарине Бубулине.

В столице Греции Афинах проходит в этот день торжественный военный парад с обязательным возложением цветов к Могиле Неизвестного Солдата.

Повсюду, даже в самых маленьких селениях, проводятся народные гулянья, где выступают фольклорные ансамбли с концертами, на которых звучит национальная музыка и патриотические песни и танцы.

Практически каждый дом по всей стране в этот праздничный день украшен национальными флагами, а православной церковью, несмотря на строгий пост, разрешено употреблять рыбу и красное вино.

Греки на праздник готовят любимое традиционное блюдо «бакалярос» — жареную треску, подаваемую с острой закуской «скордалья» из картофеля с чесноком, оливковым маслом и лимонным соком.

Лазарева суббота (Σάββατο του Λαζάρου)

Окончание Четыредесятницы и начало Страстной недели обозначают два знаменательных дня в православном календаре Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Субботу воскрешения Лазаря греческие христиане называют первой Пасхой, связывая это с тем, что Господу подвластны как жизнь, так и смерть человека.

И как Спасителем был воскрешён Праведник Лазарь, так у каждого верующего, исполняющего христианские заповеди, есть надежда на грядущее воскресение.

В эту субботу во многих уголках Эллады греческими православными исполнялись особые обряды, которые сохранились до сего дня:

  • В некоторых греческих провинциях мужчины-крестьяне в Лазареву субботу избегали выполнять хозяйственные работы. Особенно строго воспрещалось работать в поле и огороде, собирать любые овощи и плоды, которые по народным приметам несли в этот день частицу смерти.
  • Во Фракии есть такой чудной обычай, на Лазареву субботу деревенские дети выходят в поле. Там они устраивают своеобразный «концерт». Прихватив с собой по паре крышек от кастрюль, они устраивают, гремя ими, невероятный шум и гам. По местной примете так дети могут разогнать полевых змей, которые просыпаются от зимней спячки и устраивают в полях свои гнезда.
  • Накануне субботы хозяйки выпекали сладкие булочки-лазарудья, изображавшие фигурку младенца Лазаря. Девушки, которые были засватаны до Пасхи, пекли огромные фигурки младенца, щедро посыпали их миндалём, орехами, корицей, отправляя затем в дом жениха.
  • Сельские женщины, чаще всего молодые и незамужние, на Лазареву субботу ранним утром собирали полевые цветы, украшали ими жилище, а затем, держа цветочные корзины, обходили дома односельчан и исполняли своеобразные называемые «лазаринками» колядки, восхваляющие чудное событие воскрешения Лазаря. Девушек этих величали «лазаринес» (λαζαρίνες), а жители села щедро одаривали их булочками-лазарудьями, сушёными фруктами и мелкими монетами.
  • На некоторых островах существует обычай в день Святого Лазаря устраивать шествие с вынесением украшенных жёлтыми цветами носилок, на которых водружают восковую фигурку праведника. Носилки проносят вокруг центральной площади и по деревенским улицам с пением хвалебных гимнов в честь Иисуса Христа и друга его — Лазаря.
  • На острове Кос, вместо восковой фигуры святого, носят на носилках живого запеленатого младенца. Носилки украшают цветами розмарина, а в изголовье ребёнка ставят икону с ликом Святого Лазаря.

Вербное воскресенье (η Κυριακή των Βαΐων)

Великая седмица или Страстная неделя (Μεγάλη Εβδομάδα) для всех православных христиан начинается с Вербного воскресенья.

Мы знаем, что именно в этот день Иисус Христос триумфально вошёл в Иерусалим. Израильский народ встречал Спасителя как Мессию и самую важную особу, расстилая перед ним одежды, и приветствуя его вечнозелёными пальмовыми ветвями.

Поэтому греки украшают в этот день православные храмы финиковыми ветвями — символом вечной жизни, а воскресенье это в Греции называется Пальмовым, или Финиковым (η Κυριακή των Βαΐων).

Вербным оно было названо в России, ввиду отсутствия пальм, а именно вербы в преддверии Пасхи, первыми начинают своё цветение.

  • Прихожане накануне праздника собирают ветви финиковой пальмы, связывая из них небольшие кресты, которые после праздничной литургии раздаются пастве.
  • На севере Греции, где пальмы встречаются не так часто, вместо пальмовых ветвей, используют другие вечнозелёные растения, украшая их цветными лентами и колокольчиками. После литургии их дарят прихожанам, которые затем украшают этим букетом домашние иконостасы. Такой букет хранится в доме весь год, оберегая домашних от сглаза и нечисти.
  • На Пелопонессе и в Центральной Греции незамужние девушки плели венки из вечнозелёных пальмовых или оливковых ветвей и, украшая их красными лентами, бросали затем в воду. По примете, чей венок поплывёт быстрее, та из девушек раньше других будет посватана.
  • На острове Тинос из пальмовых ветвей дети плетут венки разнообразных форм: рыбы, луны, кораблика и даже ослика. Одевали такие веночки на длинную деревянную жердь, пронося эти шесты по всей деревне, и, распевая песни о том, что на пальмовое воскресенье им позволено есть рыбу, а в следующее воскресенье все верующие будут есть пасхальные чуреки и яйца. Венки несли к морю и, сильно раскрутив жердь, старались подальше забросить их в водную гладь. Чей венок упадёт дальше всех, тот и победитель.
  • На острове Скопелос по местному обычаю матери, сыновья которых были обручены, а семья после Пасхи собиралась играть свадьбу, украшали пальмовую ветвь белыми и золотыми лентами, вешали на неё затем золотую монету с написанным на ней именем невесты, после чего преподносили её здешнему священнику для освящения.

А вслед за этим рассказом последует другой, о том, какими народными обычаями и традициями сопровождается Страстная неделя, и как празднуют в Греции светлый день Пасхи.

Источник: http://tour-greece.com/poleznaya-informaciya/1975-velikij-post-ili-chetyredesyatnica/

Памяти босоногой старицы Анастасии. «Она общалась с ангелами» / Православие.Ru

Однажды, проходя мимо разрушенного монастыря, десятилетняя девочка услышала призыв Пресвятой Богородицы. Вся дальнейшая жизнь ее была посвящена Богу и заботам о восстановлении монастыря Божией Матери Кира.

Монастырь Божией Матери Кира

О монастыре Божией Матери Кира, что в переводе с греческого означает «Госпожа Ангелов», находящемся на юге Корфу в 40 километрах от г. Керкиры, я узнала совершенно случайно от водителя, который возил меня по знаменитым духовным местам острова.

После посещения монастырей Пантократор в наивысшей точке северного Корфу, Камарелы и обители святой преподобномученицы Параскевы в деревне Сгурадес он рассказал мне о старице-босоножке Анастасии, которая подвизалась в монастыре Пресвятой Богородицы Кира и умерла в 1979 году.

Читайте также:  Курица с чечевицей в мультиварке рецепт с фото

Я не могла упустить шанс выяснить подробности духовного подвига нашей современницы и стала буквально умолять отвезти меня в этот далекий монастырь. Водителю пришлось уступить.

«Госпожа Ангелов» встретила нас тишиной и закрытыми воротами. Долго пришлось звонить в колокольчик, прежде чем единственная насельница и хранительница монастыря сестра Афанасия услышала нас с заднего двора. Когда ворота были открыты, перед нашим взором предстал удивительной красоты храм – результат молитвенных и физических трудов матушки Анастасии.

Когда Анастасии было 10 лет, этот храм пребывал в разрушенном состоянии. Однажды, проходя мимо и осенив себя крестом, девочка услышала доносившийся со стороны колокольни женский голос: «Как жаль, что дом Мой стал пустыней. Ты, дитя Мое, призвана, чтобы восстановить храм и монастырь Мой».

В 14 лет Анастасия покинула родителей, чтобы стать послушницей в монастыре святого Николая в Миликии. Уже там она начала суровую аскетическую жизнь в молитве, посте и смирении, полностью посвятив себя Богу и сохраняя в своем сердце благословение Пресвятой Богородицы.

Только через девять лет, окрепнув духом, по благословению игумении монастыря святого Николая послушница возвращается в обитель «Госпожи Ангелов». Старинный монастырь к тому времени был полностью разрушен. На месте храма разросся дикий инжир.

Анастасии пришлось спать под открытым небом, пока ее родственники не построили для нее келью.

Будущая старица АнастасияСпала подвижница чаще на полу, хотя у нее и была кровать, сколоченная из досок. Вместо подушки Анастасия использовала камень, который и по сей день лежит в ее келье.

Пищу послушница принимала один раз в день после захода солнца – кусочек хлеба и печеные дикие овощи, при этом три дня в неделю она и вовсе ничего не ела. От постоянного поста у Анастасии начался авитаминоз, вырос зоб размером с апельсин – это было заболевание щитовидной железы.

На полевых работах матушка повредила ногу, но она никогда не жаловалась и не обращалась к врачам. Единственным лекарством для нее было масло от лампады у иконы Пресвятой Богородицы Кира, им она пользовалась тогда, когда боль становилась нестерпимой. Свои силы Анастасия поддерживала только Святым Причастием.

Она никогда не носила обувь, даже зимой ходила босая, одевалась в изношенное, заштопанное черное рубище. Именно такой и запечатлел ее для нас фотограф.

Первая послушница пришла в монастырь только через 20 лет после непрерывного духовного подвига подвижницы Анастасии. И вскоре в монастыре уже было семь монахинь.

Она учила всех приходящих к ней за советом смирению, незаметности, непрерывной молитве. Она была бедна, но богатыми были духовные дары, которыми наградил ее Бог за аскетические подвиги. Она снискала от Бога дар прозорливости, а также возможность вымаливать у Бога просимое для других людей, которым она сострадала.

Молилась Анастасия в дупле тысячелетней оливы, молилась день и ночь, поэтому про нее даже говорили, что она прожила в дупле три года. По ночам люди видели исходящий из дупла свет, свидетельствовавший о непрерывной молитве старицы.

В течение многих лет люди стучались в ворота монастыря, просили ее молитв, мудрых советов, хотели узнать через нее волю Бога.

Матушка предотвратила много преступлений, выводила на «чистую воду» преступников, обличая их и побуждая к покаянию, помогала людям во время оккупации, силой Божией исцелила многих бесноватых, которые, только заслышав ее имя, кричали: «Не можем выносить эту босую старуху!»

Часто она знала заранее, кто и когда посетит монастырь, несмотря на то, что телефонов тогда не было. «У нас есть провод от монастыря до всех домов земли, – говорила матушка, – благодать Бога и Пресвятой Богородицы».

Она всегда обращалась к Богу, Пресвятой Богородице как к близким ей лицам, общалась с ангелами, во всем советовалась с ними. Это всегда удивляло ее современников. Она была бескорыстной и бессребреницей, но люди, получая от нее духовную помощь, сами оставляли пожертвования на строительство монастыря.

Так постепенно восстановилась древняя обитель. Умея отдавать все до последнего, она делилась с людьми благодатью, а этого у нее всегда было в избытке.

Враг человечества не мог оставить подвижницу в покое: всю жизнь матушка подвергалась гонениям властей, церковников, а иногда и просто злых людей.

Храм пытались использовать для материальной выгоды, хотели превратить его в место проведения досуга, пытались устраивать в монастыре ярмарки, отдали часть территории монастыря под деревенское кладбище, которое до сих пор прилегает к отодвинутым стенам вплотную.

В 1936 году послушницу Анастасию власти выселили из кельи, и она вынуждена была уйти из монастыря на некоторое время, пока гонения временно не прекратились.

Ее пристанищем на время изгнания стало дупло древней оливы. Никому из людей не дано знать, какие нападки от нечистого пришлось ей претерпеть в этом месте и какое утешение она получала от Господа и Пресвятой Богородицы. Но эта олива до сих пор хранит тепло ее стоп.

Лампада, которую она зажигала в дупле, не гасла даже во время самых сильных ливней и ураганов. Рассказывают, что во время непогоды, когда в храме то и дело лампады гасли от ветра, лампада Анастасии освещала пространство вокруг дупла, и это вызывало зависть. Однажды человек, прислуживающий в храме, от ярости, обуявшей его, раздробил лампаду Анастасии.

Вскоре кобыла обидчика сбросила с себя его жену и дочь. Семья раскаялась, они приходили просить прощения у старицы.

Утомившись от гонений, Анастасия переселилась в другой монастырь на севере Корфу, но вскоре ей было видение: архиерей в митре велел ей возвращаться назад. Гонения сменились издевательскими судами.

Много раз она была избита полицейскими за то, что отказывалась покидать монастырь Кира, но разве Анастасия могла пойти против воли Божией?

Ее ангельское терпение приносило свои плоды. Несмотря на все трудности, монастырь Пресвятой Богородицы Кира по сей день существует и охраняется решением правительства об основании монастыря. Все эти годы матушка не принимала постриг, а была простой послушницей.

В те времена в Греции ослабел институт монашества, и церковное руководство придавало значение только центральным монастырям.

Деревенские монастыри, как правило, были в частном владении, но именно в них в страшных лишениях и трудностях становилось возможным появление святых людей – столпов Православия.

В трудах и заботах прошло 55 лет.

Благословенными трудами старицы был отреставрирован и восстановлен монастырь, образована община, отстроен храм Пресвятой Богородицы, расширены монастырские владения: за монастырем – чудесная оливковая роща, цветет шелковица и инжир. Болезненная, бедная, с монашескими четками, но без пострига, она смиренно ожидала кончины непостыдной и упокоения после тяжких жизненных трудов.

Монастырь Божией Матери Кира

В начале сентября 1979 года немощная послушница Анастасия находилась в своей келье, когда ее вдруг посетил митрополит острова Корфу – владыка Поликарп (Вагена). Счастью Анастасии не было предела.

Старица, всю жизнь знавшая только безразличие и невнимание к своим просьбам о помощи, когда боролась за права монастыря, не могла поверить, что сам митрополит пожаловал к ней и попросил разрешения позаботиться и о ней самой, и об ее монастыре.

Тогда же она почувствовала скорую кончину.

Спустя несколько дней митрополит снова посетил старицу. Он исповедал ее, затем призвал сестру Ангелику, которая после смерти матушки должна была принять на себя заботы о монастыре, и священника Николая Булгари. Митрополит Поликарп стал читать последование чина великой схимы, затем снял с груди схиму и облачил в нее матушку.

Вместе со схимой она получила и новое имя – Амвросия. Теперь ее ждало Соборование, исповедь, Святое Причастие и Царство Небесное. Теперь она была готова. Сама Богородица послала митрополита перед смертью облечь старицу в ангельский чин. 22 сентября матушка мирно отошла ко Господу.

В первый и единственный раз сестры сменили лохмотья монахини на новую рясу.

Сестра Ники отрезала прядь ее волос и сохранила их в коробочке вместе с тремя белыми камешками с ее могилки. Впоследствии ее могилка стала местом массового паломничества.

Могилка старицы Анастасии (схимонахини Амвросии)

Свидетельства о чудесных событиях из жизни старицы Анастасии

Однажды вечером матушка вдруг сильно разволновалась. Ночью она велела сестрам продолжать молитвенное правило, а сама сказала: «Я должна идти, чтобы спасти несколько душ». В городе она села на какой-то мешок, чтобы немного отдохнуть.

Мешок принадлежал одному молодому человеку, который, как заметила старица, пребывал в возбужденном состоянии. Тогда она рассказала ему о преступлении, которое он когда-то совершил. Мужчина удивился: «Это правда. Тогда мне было 13 лет, а моему брату 11. Наша мать умерла.

Мой отец женился на своенравной женщине, она буквально изводила нас. Я сбежал из дома в Афины, где связался с плохой компанией. Я совершил ужасное злодеяние, за которое отсидел 15 лет. Но как ты об этом узнала?» «Мне об этом сказала Пресвятая Богородица», – смиренно ответила старица.

«Я иду в деревню, чтобы убить своего отца», – сообщил он. «Ах, сын мой, – вздохнула матушка, – несмотря на все твои ошибки, ты хороший человек. Богородица отправила меня, чтобы я предотвратила зло, которое ты хотел совершить». Мужчина упал на колени и стал целовать ее босые ноги.

Она же проводила его в монастырь Платитера, где он исповедался. После исповеди он спросил матушку: «Могу ли я стать монахом?» «Конечно, – сердечно ответила матушка, – даже можешь стать святым».

Госпожа А. из г. Игуменица была в браке восемь лет, но была бездетна. Она обратилась к старице с просьбой посетить ее дом и помолиться. Матушка приехала к ней и попросила оставить ее в комнате с иконостасом для молитвы. Женщина так и сделала, а сама пошла наверх.

Читайте также:  Закусочные канапе на день св. валентина

Пол на втором этаже был деревянный, хозяйка вынула из пола дощечку и стала наблюдать за матушкой. Старица приподняла юбку и голыми коленями встала на шероховатый пол. Она долго молилась, опустив лицо к земле.

Ее слезы смешались с кровью, которая стала сочиться из ее коленей. Неожиданно матушка встала, возблагодарила Бога и позвала госпожу А. «Христос сказал мне, что в дом твой с рождением детей придет радость», – сказала она. Так и случилось.

Через два месяца женщина забеременела и вскоре родила девочку, а через некоторое время еще и мальчика.

У тестя церковного певчего Константина Мавромати были большие проблемы и тяжба из-за наследства. Он внезапно заболел и был отправлен своими родственниками (наследниками) в психиатрическую клинику. Его супруга, рыдая, пришла в монастырь Кира, чтобы посоветоваться со старицей.

Помолившись, та сказала: «Муж твой не болен, с ним все в порядке. Забери его из лечебницы и привези домой. Потом возьми из шкафа (указала, какой именно шкаф) одеяло. Одеяло было разрезано 13 раз с магическими заклинаниями. Немедленно его сожги».

Женщина последовала указаниям старицы, и так ее муж исцелился, избавившись от мучивших его демонических сил.

Рассказывает госпожа Георгия Хрисовитсьяну: «В полном отчаянии я пришла к старице, чтобы попросить ее помолиться о моей проблеме. Я еще не успела ничего объяснить, как старица сказала мне с уверенностью: “Не переживай, ты родишь двоих детей”. Так и произошло». Ее первенец, Константин Христовитсьянос, сейчас служит иереем.

В келье старицы

Свидетельство врача Спиридона Хрисикопулос, который все свое детство провел «у ног старицы Анастасии»: «Я помню один случай с женщиной по имени Антония, у которой не было детей. Врачи поставили ей диагноз “бесплодие”. Она ездила к врачам, даже в Лондон. В монастырь она пришла от отчаяния.

Матушка подозвала ее и сказала: “Не отчаивайся, дитя мое, пойду-ка я спрошу моих «врачей», что они смогут сделать”. Я сразу же из детского любопытства зашел в храм. Забрался в алтарь и спрятался за священническим облачением, которое висело на стене. Я затаился, чтобы услышать, как она будет разговаривать с “ее врачами”. В храме, кроме нас, никого не было.

Она закрыла храм и подошла к иконостасу. Подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, она перекрестилась, встала на колени и начала горячо молиться. Это был непрерывный шепот, смысла которого я не понимал. Церковь вдруг наполнилась голосами, как будто много людей вместе молилось, но я все равно ничего не понимал.

Я увидел ее лицо, сияющее от света, полное радости, а губы ее продолжали читать молитву. Счастливые слезы лились по изможденному от аскетической жизни лицу. Я восторженно смотрел, и единственное, что мне запомнилось, – это мой непонятный страх и знакомое благоухание, напоминающее запах мандзураны, которое распространилось повсюду.

Я не понимал, сколько уже прошло времени, когда услышал голос старицы, которая сказала мне: “Выходи на улицу. Однажды ты все поймешь, когда будешь обследовать своих пациентов”. Конечно, я не понял, что она имела в виду.

Старица вышла из храма и радостно сказала Антонии: “И обоих принесешь сюда крестить!” Мрачное и усталое лицо Антонии мгновенно озарилось счастьем и благодарностью к Пресвятой Богородице и старице. Через несколько лет она приехала в монастырь крестить своих близнецов.

После Таинства Крещения матушка Анастасия сказала Антонии, посмотрев на меня: “Видишь, дитя мое? Вера и твои слезы увеличили крылья моих друзей, ангелов Киры, и они из благодарности принесли тебе этот дар. Верь, дитя мое, в Бога от всей души, и обращайся к Нему и славь Его каждый день.

Люби Его беззаветно, и Он всегда тебе поможет”».

***

Многие паломники со всего света после кончины старицы приезжают на ее могилку, чтобы отдать дань ее духовному подвигу и обратиться к ней с просьбой о заступничестве перед Богом, как это делали при ее жизни. Они берут три камушка с ее могилки с обещанием вернуть ей, когда их просьба исполнится. Многие уже вернули камушки, а многие еще вернут…

Источник: http://www.pravoslavie.ru/96101.html

Великий Пост — «Кириа Саракости»

С вторника во всем православном мире начинается Великий Пост — по гречески «Кириа Саракости» . Пост был утвержден Вселенским Собором в  подражание сорокодневного поста Иисуса Христа в пустыне».

«Согласно Элладской церкви, пост не только для  того,  чтобы похудеть или поправить  наше здоровья, но  для того, чтобы возвысить наши души. Этимологически, слово «нистия» означает «не едят».

Кроме того человек в этот период  дает обет воздерживаться от страстей и слабостей. Но в еде соблюдает и следит за качеством принимаемой еды (постной еды), но и за количеством пищи.

В противном случае,  обжорство, и стремление к насыщению даже постной едой – это уже не пост» — рассказывает патер Папаяннис.

«Кириа Саракости»

В Греции есть очень любопытная традиция в период Великого Поста — делать куклу-календарик с семью ножками по числу недель Великого поста. Зовут её «Кириа Саракости» — по-русски «Госпожа Четыредесятница».

«У меня четверо детей и мы делаем эту куклу каждый год все вместе, — рассказывает ААН-МАН Марина Григораку. Каждую неделю мы отрезаем по одной ножке, чтобы таким образом наглядно представлять, сколько ещё времени до Пасхи осталось. Руки у куклы обычно скрещены на груди — она молится, а на лице нет рта — она постится».

В Греции Великий пост — это часть культуры, традиция, актуальная для всего народа. Чистый понедельник — первый день поста — это государственный праздник, нерабочий день. Отмечают его кто как может — кто идёт в церковь слушать покаянные молитвы, кто едет за город пускать воздушных змеев (а большинство совмещают и то, и другое с хорошим — пусть и постным — угощением).

Одним словом в Греции, начало поста — это праздник! Возможно, именно это и есть самый удивительный факт, объединяющий разнообразные традиции Чистого понедельника.

С праздником поздравляют: в этот день все друг другу желают «Кали Саракости!» — «Приятного поста!» На Кипре говорят: «Кало стадио!» Пост в данном случае сравнивается с дистанцией, которую должен преодолеть бегун, путём, испытанием. Возможно, в современном языке метафора стёрлась, но в какой-то степени в этом слове она всё равно присутствует.

Существует множество хорошо известных рецептов различных традиционных постных блюд греческой кухни: это и баклажанный салат (μελιτζανοσαλάτα),  и салат из тресковой икры (ταραμοσαλάτα), кунжутная паста «Тахини», халва и пр. Но есть еще целый ряд малоизвестных постных, а главное, вкусных блюд.

В первую очередь это, конечно, бобовые, богатые белком, которого так не хватает в пост. Наверное никто их так не любит, как греки. Это может быть суп из чечевицы (φακές), фасолевый суп (φασολάδα), белая фасоль, запеченная с овощами (γίγαντες φούρνου), гороховое пюре (φάβα).

Далее идут крупы и злаки. И в первую очередь это рис. Например, тушеный со шпинатом (σπανακόρυζο), различные ризотто с овощами и морепродуктами (креветками, каракатицей, кальмарами), постные голубцы, как из капустных, так и из виноградных листьев, или просто рис, тушенный с капустой, фаршированные рисом помидоры или перец.

Макаронные изделия так же широко используются в постной кухне с различными соусами.

Самыми популярными макаронными изделиями можно считать крифаракья (κριθαράκια) — мелкие макароны, внешне похожие на рис или ячменное зернышко (откуда и происходит их название). Их также тушат с овощами и морепродуктами.

Знаменитые пироги со шпинатом (σπανακόπιτα) тоже могут быть исключительно постными, если вместо сливочного масла использовать оливковое.

Овощи, которыми так богата Греция: помимо обычных картофеля, моркови и свеклы, греки очень любят цветную капусту и брокколи. Их просто отваривают и едят, полив оливковым маслом и сбрызнув лимоном. Конечно же, перец, баклажаны, помидоры, экзотические для россиян артишоки, различная зелень (χόρτα), оливки и соленья (τουρσί)

Нет недостатка и в сладостях, причем это не только фрукты или варенье. Это и пироги: с яблоками (μηλόπιτα), с зеленью (πορτόπιτα) и пр. И даже постные кексы и пирожные.

Предлагаем рецепт супа из чечевицы.  Факес – быстрое, сытное и полезное блюдо. Кроме того, если приготовить факес густым, то можно есть его одновременно как суп и горячее блюдо — 2 в 1.

Ингредиенты на 4 порции

  • 200 г коричневой чечевицы
  • 1/4 стакана оливкового масла
  • 1 ст.л. измельчённого чеснока
  • 1 луковица, мелко нарезать
  • 1 крупная морковь, мелко нарезать
  • 1 л воды
  • 1 щепотка сушеного орегано
  • 1 щепотка молотого сушеного розмарина (по желанию)
  • 2 лавровых листа
  • 1 ст.л. томатной пасты
  • 1 щепотка соли и перца по вкусу

Способ приготовления:

  • поместите чечевицу в большую кастрюлю, залейте водой на 3 см поверх чечевицы. Поместите на средний огонь и доведите до кипения; варите еще 10 минут.
  • в сотейник влейте оливковое масло и поставьте на средний огонь. Добавьте чеснок, лук и морковь; тушите, помешивая, до тех пор, пока лук не станет мягким и полупрозрачным, примерно 5 минут.
  • добавьте в чечевицу содержимое сотейника, 1 литр воды, орегано, розмарин и лавровый лист. Доведите до кипения. Убавьте огонь до минимума, накройте крышкой и варите 10 минут.
  • добавьте томатную пасту и приправьте по вкусу солью и перцем. Накройте крышкой и варите до готовности чечевицы, 30 минут, периодически помешивая.
  • В готовый факес можно добавить несколько капель винного уксуса и несколько маслин.

Поститесь на здоровье!

Источник: https://rua.gr/news/sobmn/naukaobrrel/25046-velikij-post-kiria-sarakosti.html

Ссылка на основную публикацию